IrenaS (irenase) wrote,
IrenaS
irenase

Category:

Лавра Саввы Освященного - Монастырь Мар Саба - מנזר מר סבא

Говорят, что перед Новым годом сбываются заветные мечты. Но сбываются они, если сначала очень захотеть, потом уговорить
того, кто может помочь мечту осуществить и организовать это осуществление, и еще приложить самой определенные усилия
по этому поводу, и вот, о-ля-ля, мечта сбывается.
Мечты бывают самые разные, но у меня мечты, зачастую, направлены в сторону путешествий и поездок. И вот, 28.12.13 осуществилась
одна из таких мечт! Мы побывали в монастыре Мар Саба, одном из самых красивых, вернее, самом красивом и самом труднодоступном
монастыре Израиля, монастыре отшельников, который находится в средней части долины Кидрона в Иудейской пустыне.
1.P1110793

Дело в том, что монастырь Мар Саба существует на протяжении последних 1500 лет. Тот облик, который он имеет сейчас, он принял
в 1840-х г. благодаря стараниям правительства России.
Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 14 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому
морю. И туда водят народ пешком... Вот, например Миша Кучер - nehag_sus предлагает пройти пешком не четырнадцать,
а восемь-десять километров в одну сторону... Мар-Саба с Кучером (облегченный вариант).
Я бы пошла на эту экскурсию с огромным удовольствием, мне очень нравятся Мишины экскурсии... Возможно, что я бы и прошла это
растояние туда, но обратно... Если учесть то, что эти километры нужно идти по весьма пересеченной местности...
Поэтому, когда появилась возможность поехать до спуска и подъема к самому монастырю на джипах, мы с sergey_il тут же за
нее ухватились. Сразу добавлю. Поездка была разовая и не мной организована, поэтому я не могу, к сожалению, ее рекомендовать.
Из Хайфы мы приехали в Маале-Адумим. Там пересели в джипы и отправились сначала к горе Мунтар




Сам монастырь знаменит не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком
1500-летнюю историю монастыря. Так же немало легенд и тайн хранят и окрестности монастыря.

Цитаты из интернета.
"Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является пожалуй одним из самых грандиозных памятников Иудеи.
Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов."

"Именно про него писал Бунин: "Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской".
По-арабски вади называется ан-Нар, что значит "огненный"".

Воспользуюсь эссе Кучера для рассказа о некоторых тайнах и легендах монастыря и подробностях его окрестностях.

"За кулисами Царства Небесного" - Монастырь Мар-Саба, "Тайное Евангелие от Марка" и геи-колдуны
В соответствии с современным израильским мифом, гора Мунтар – это ничто иное как та самая гора, с которой во времена Второго Храма
сбрасывали "Козла Отпущения" (вернее, "Козла для Азазеля", שעיר לעזאזל). "Миф" в данном контексте - это когда израильтяне ревностно
стремятся идентифицировать каждый камушек, утёс, ущелье, холм, дерево, ручей, мазанку, и т. п. с известным местом или событием в
Танахе, Мишне, Талмуде, Мидраше и т. д.

Поясняю насчет Азазеля:
В 16 главе книги Ва-Йикра (Левит) описывается ритуал, который первосвященник должен совершать в Храме в Йом-Киппур (то бишь, Судный
День). Стоит отметить, что Йом Киппур придумали только во времена Второго Храма, т. к. он, по всей видимости, был не известен даже Эзре
и Неемии (см. книгу Неемии гл. 8-9). Гвоздём программы являлись два козла, о которых бросали жребий – одного "для Яхве" (т. е., зарезать
в Храме), а другого - "для Азазеля" (что это значит, никто не знает, но предполагают, что изначально имелся в виду демон, обитающий в пустыне).

После того, как первосвященник зарезал первого козла и покропил его кровью на крышку "шкафа завета" (ארון הברית) - именно над этой крышкой
обитал Яхве, а точнее, он сидел на крылатых "капустах" (כרובים, на русский обычно не переводят, а просто пишут "херувимы"), приделанных к
этой крышке – происходило следующее: "21 и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов
Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: 22 и понесет козел
на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню."


В Мишне (ок. 200 г. н. э.), Трактат Йома 6:4-6, судьба этого несчастного козла описывается более подробно. Дорога из Иерусалима до обрыва,
с которого его толкали в пропасть была длинной в 90 стадий (12 миль), и в конце каждой мили находился навес или шалаш (סוכה), где "нарочного
человека" встречал новый сопровождающий (т. к. одному идти стрёмно, а сопровождающий не имеет право пройти в Йом Киппур больше 1 мили).
Кроме того, в конце каждой мили нарочному предлагали выпить и закусить (пустыня, жара, путь дальний – короче, "пикуах нефеш"), но говорят,
что никто никогда этим правом не воспользовался. Последний отрезок был длиной в 2 мили, и сопровождающий проходил только первую его
половину. Нарочный же доходил до конца, толкал козла в пропасть, а тот "катится вниз, и не доходя до середины горы разваливается по частям"
(והוא מתגלגל ויורד, ולא היה מגיע לחצי ההר עד שנעשה אברים אברים). Вот такая печальная история"…

Сама гора - ничего особенного, а вот виды с горы открываются потрясающие!


Мы на горе Мунтар. Нас не сбрасывали оттуда, мы сами с нее уехали. Ослика и верблюда тоже не сбрасывали.








Следующая наша короткая остановка была для обзора горы, на которой во времена Второго Храма находилась крепость Гиркания, построенная
Хасмонеями, а затем укрепленная Иродом. Об этом месте тоже можно у Кучера прочитать.


Не знаю, что там, на горе насчет Геркании, если туда ехать, то это должна была бы быть отдельная поездка, но вид на году - глаз не оторвать...




Едем дальше и любуемся пустыней. Дорога, скажем прямо, не балует. Джип то заползает наверх, то медленно спускается вниз. Более или менее
ровные участки почти отсутствуют. Но вот, мы и у цели. И она того стоит! Виды со смотровой площадки. Часть фотографий сделана таблетом,
время поджимало... Поэтому, пардон за качество...




На фоне!


Море радости!


И океан счастья!


Кроме нас там еще паслись ослики!


Последний взгляд на монастырь со смотровой площадки. Кадр фотоаппаратом.


Полюбовались видом монастыря со смотровой площадки и в путь, сначала надо спуститься в ущелье.




Монастырь все время перед глазами. Его хочется без конца и края фотографировать.




И как тут устоять и не попросить "фото на згадку"(укр - фото на память)


Вот как выглядят спуск и подъем. Это наш экскурсовод Нааман.


По дороге попадаются интересные растения.


Крупнее. Кто знает, что это на ветках, подскажите, плз.


Куда только не заберешься для того, чтобы сделать удачный кадр.


Противоположная сторона ущелья та, что рядом с монастырем. Там видны кельи.


Еще вид на монастырь.


Стены ущелья с пещерами напротив монастыря.




Народ уже на подъеме на стороне монастыря, надо поторопиться.


А вот и само ущелье. Над потоком воды проложен мостик, по нему можно перейти к подъему к монастырю.

За мостиком мы уже не в "наших", а в "ихних" палестинах. Но там тихо и спокойно. В принципе, ко входу в монастырь, который не виден из ущелья,
можно приехать на машине и не нужно преодолевать весь этот сложный путь, но для израильтян это небезопастно, дорога проходит через палестинские
деревни. Можно проехать, а могут и камнями закидать. Рисковать не стоит. Поэтому нам, израильтянам, и приходится добираться до монастыря с такими
сложностями.

Вот, уже, и я на подъеме.









Несколько слов о самой Лавре Савы Освященного или о ней же - Монастыре Мар Саба из понравившегося мне о нем рассказа.

"Монастырь Мар Саба или же Лавра Саввы Освященного - православный греческий монастырь преподобного Саввы Освященного.
Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Святую землю считает долгом ее посетить.
Постараюсь рассказать об этом удивительном и необычном монастыре и Преподобном Савве Освященном.
На иврите и арабском "мар Саба" - означает очень уважительное обращение к пожилому человеку, то есть, господин дедушка.
Лавра основана на месте пещеры, где поселился преподобный Савва, и вокруг которой разрослась обитель". Дальше...
Самый труднодоступный монастырь Израиля - Мар-Саба. Монастырь отшельников


Вокруг пещеры многочисленные кельи.


И красота ущелья.




Рукотворное и нерукотворное сливаются воедино!


Женщин в монастырь не пускают ни под каким предлогом. Пока мужчины "ушли" в монастырь, женщины пьют вкусный чай, вынесенный
из стен монастыря монахом-греком, который очень прилично говорит по-русски.


Монаха, наливающего чай, я не сфотографировала. Неловко было. Удалось запечатлеть только его силуэт во входе в монастырь.


Фотографий внутри монастыря у меня нет. Их можно посмотреть по обоим ссылкам, которые я дала выше. Мой муж зачем-то оказался
суперпослушным и не взял с собой вовнутрь ни фото, ни видео камеры. В монастыре вообще-то нельзя фотографировать без особого
разрешения, но народ фотографирует. Вот, что пишет об этом Кучер.
"В монастыре проживают несколько монахов, в основном – греки. Монахи обычно гостеприимны, показывают гробницу Саввы Освященного,
его "нетленные мощи" (ничего так сохранился, хотя есть немножко дырочек на лице, но зато тапочки впечатляют), церковь Богородицы и
балкон с видом на северный склон ущелья. Также показывают черепа монахов, убитых персами в 614 г. Могут также подарить флакон святой
воды и лампадного масла, и загрузить по полной программе на тему того, что православная церковь – самая правильная в мире (что, в
принципе, верно). Фотографировать внутри без особого разрешения запрещено".

Мой муж из монастыря принес открытку с видом на монастырь из ущелья. Или мне ее монах-грек подарил, он всем женщинам их подарил,
я уже точно не помню. Открытка красивая. Еще монах вынес молитву от бесплодия(уже не актуально;) и молитву для нахождения пары.
Что для меня тоже не актуально. Бесплодие никого из женщин не заинтересовало, не тот возраст, а вот на нахождение пары были
желающие, а почему бы и нет? Жизнь есть жизнь...

Спасибо, что муж из монастыря вообще вернулся и там не остался. Но выражение лица говорит само за себя:
"И че я поперся туда без фото и видео техники"?


Ну и я "на фоне":"Не пущают"!


Все, надо возвращаться обратно.


А вот и мостик, и неожиданное солнце, а уже вторая половина дня.


Последний взгляд на монастырь.


На природные красоты.


И еще раз! Вот он монастырь, освещенный солнцем.


И мы уже в джипах по дороге к нашему автобусу.


Народ на мотокроссах по пустыне ездит.


Это наш водитель джипа Ибрагим, отражается в зеркале заднего вида джипа. Он предлагал различные экскурсии в тех краях. Он бедуин,
поэтому и направление экскурсий соответствует.
Если заинтересуетесь, вот его телефоны: 054-5400332 или 052-4252515


А еще нам на обратном пути встретились верблюды. Фотографировала из джипа.




Вскоре мы приехали к нашему автобусу, поели и поехали в Хайфу. С погодой нам здорово повезло. Обещанный во второй половине дня дня дождь пошел
где-то на подъезде к Хайфе!
Вот такой это был день сбывшейся мечты.
Tags: Израиль, Иудейская пустыня, монастырь Мар Саба, поездки, фотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →